Banner photo for the post

Мистер Джеймс Нейсмит, преподаватель гимнастики в колледже Молодежной христианской организации в городе Спрингфилд штата Массачусетс, был не на шутку обеспокоен.

Предусмотренный программой набор упражнений его подопечными был давным-давно освоен, и потому казался скучным. Попытка затеять игру в регби всякий раз превращалась в потасовку.

После долгих раздумий учителя осенило: у фермера он приобрел две корзины для персиков, вышиб дно, подвесил их к противоположным стенам гимнастического зала, поделил школьников на команды и выдал мяч.

Так родилась новая спортивная игра – баскетбол. Принято считать, что произошло это накануне Рождества 1891 года – ровно за сто двадцать шесть лет до того, как город Рапла был провозглашен баскетбольной столицей Эстонии.

*                                  *                                 *

В конце XIX века деревня Рапла, известная, как минимум, на протяжении предшествующих шести столетий, о подобной славе и не мечтала, хотя и переживала свой расцвет.

Процветанием населенный пункт был обязан своему удачному расположению – аккурат на полпути старинного тракта, ведущего из Таллинна в Пярну, чуть восточнее трассы современного шоссе.

Посвященная Марии Магдалине местная церквушка – даром, что миниатюрная – со Средних веков почиталась важным культовым центром: в праздничные дни у стен ее издавна шумели ярмарки.

После освобождения эстляндских крестьян от крепостной зависимости в деревню потянулись бродячие торговцы и ремесленники. Деревня стала административным центром одноименного уезда.

В 1866 году здесь основали первую аптеку – совсем неплохо для сельской местности. Еще через два года – школу для окрестной детворы, в конце восьмидесятых годов – больницу, а затем и кирпичный завод.

В последний год позапрошлого столетия через деревню протянулась железная дорога Таллин-Вильянди. Была она узкоколейной, но, по меркам своего времени, воспринималась важной транспортной артерией.

Не иначе как желая отметить приход новой эпохи прежнюю средневековую церковь решили разобрать до основания, выстроив на ее месте импозантный двухбашенный храм – практически, родной брат Карловской церкви в Таллинне.

Накануне Первой мировой войны в Рапла насчитывалось порядка тысячи жителей, шестьдесят деревянных и двадцать каменных построек, наряду с кирпичным работали лимонадный завод, несколько зерновых мельниц и лесопильное производство.

К услугам местных жителей и приезжих были две гостиницы, восемь магазинов, столовая, две корчмы, кегельбан, страховая касса, потребительское общество, а помимо железнодорожной – еще и старая добрая почтовая станция с конюшней.

За культурный досуг отвечали общество трезвости, музыкально-драматическое общество, за безопасность от огня и музыкальное сопровождение праздников – добровольная пожарная дружина с духовым оркестром.

Нет сведений, имелась ли в городе спортивная площадка – но в программе так называемых «министерских школ», одна из которых существовала в Рапла с 1890-ых годов, физическая культура уже присутствовала.

*                                  *                                 *

В тот самый предвоенный и зажиточный 1913 год, с которым долго еще буду сравнивать благосостояние, в Нарве произошло примечательное с точки зрения истории эстонского спорта событие.

Группа молодых людей из столичного спортивного общества «Маяк» продемонстрировала нарвитянам в саду Добровольного пожарного общество неведомую здесь доселе игру – баскетбол.

Тремя годами позже сведения о баскетбольных кольцах появились в спортивном манеже нынешней Таллиннской гимназии Густава Адольфа. В первые годы эстонской независимости новая спортивная игра дошла до Тарту.

К 1925 году число баскетбольных клубов позволило провести в Таллинне первый общегосударственный турнир. Первая международная игра – с рижанами – состоялась даже годом ранее. Правда, завершилась она проигрышем местной команды.

Был ли известен баскетбол жителям довоенного Рапла, а если был, то пользовался ли среди них популярностью, сказать сложно. Во всяком случае, «баскетбольная глава» в истории населенного пункта начала писаться никак не ранее конца пятидесятых годов.

По-настоящему звезда баскетбола взошла над населенным пунктом, который к тому времени уже пятнадцать лет находился в статусе поселка, в 1960-м, когда местная команда разгромила команду из Кохила со счетом 118:30 и из Юуру – со счетом 260:21.

Победа была ошеломляющей – спортивные корреспонденты тогдашних газет, комментируя результаты матчей, не забывали отметить: секрет заключается в том, что баскетбольные тренировки в Раплаской школе идут круглогодично, и летом, и зимой.

Возможно, они были недалеки от истины: именно это учебное заведение закончил в 1971 году золотой медалист общесоюзной молодежной сборной по баскетболу Михкель Тикс, а тремя годами позже – легендарный игрок и тренер Андрес Сыбер.

Неплохо проявляют себя раплаские баскетболисты и в наши дни: сведения о проведенных ими играх и одержанных победах можно отыскать в спортивных рубриках газет и новостных порталов, а также – в теленовостях.

Новостью, выходящей за рамки исключительно спортивной журналистики, прозвучало в 2016 году сообщение о том, что Раплаская волостная управа выделит тридцать тысяч евро на создание первого в стране Музея баскетбола.

Был объявлен архитектурный конкурс, определен проект-победитель, выкопан и залит фундамент, над ним выросли стены. Здание, судя по всему, в намеченные сроки было вполне готово – по крайней мере, внешне.

Почему будущий главный профильный музей баскетбольной столицы так и не распахнул перед посетителями свои двери? Об этом средства массовой информации не спешат сообщать широкой аудитории.

Но хочется верить, что рано или поздно это обязательно случится. Например, к столетию первого международного баскетбольного матча с участием команды, то есть к осени 2024 года.

Ведь синий фон с серебристыми волнами под аркой моста на гербе волости Рапла, в которую входит город, неуловимо так похож на баскетбольный мяч. Наверняка это не случайно.

 

Фото: На протяжении последних ста двадцати лет узнаваемым символом Рапла была единственная за пределами Таллинна двухбашенная лютеранская церковь. В скором будущем конкуренцию ей может составить Музей баскетбола.

 

Автор: Йозеф Кац

#40историй

Проект проводится при поддержке Совета Министров Северных стран.