На фестивале «Дни ландыша» (Maikellukese päevad) 23 мая выступит украинская группа, фрик-кабаре Dakh Daughters. В беседе с Михаилом Малкиным известный украинский режиссер Владислав Троицкий, основатель и руководитель проекта, рассказал, что участницы коллектива являют собой образ идеальной украинской женщины, фрик — звучит гордо, а творчество Dakh Daughters — это и смешно, и грустно, и умно. Весело, но без дураков.
Для тех, кто, может быть, впервые слышит о группе Dakh Daughters, как бы вы могли в нескольких предложениях описать ее творчество?
Владислав Троицкий: С одной стороны, это совершенно новый жанр, с другой — аллюзия старого жанра кабаре, но кабаре интеллектуального. С приличной музыкой, свежими текстами на многих языках, красивыми и умными барышнями, которые хорошо поют и хорошо играют. Свободно и энергично.
Как родилась идея такого проекта и насколько то, что мы видим сегодня, сочетается с тем, что задумывалось изначально?
Троицкий: Мы никогда ничего не задумываем, а просто начинаем делать. Затем, к счастью, формируется тот образ, который формируется. Нельзя себя предварительно загонять в рамки. Этот проект начался во время спектакля школы театрального искусства три с половиной года назад. На тот момент все девчонки, оказавшиеся в группе, работали в театре уже десять лет, поэтому не просто так на пустом месте возникла какая-то придуманная история.
Теперь мы становимся свидетелями развития традиций нашего театра, музыкальных традиций, формирования и придумывания музыки. Конечно, сложно так описывать что-то живое… Это то же, что попробовать рассказать про спектакль в трех словах. Допустим, французские критики бросаются в нашу сторону исключительно восторженными эпитетами. Le Monde и прочие Libération. А хвалить самого себя — это было бы безумие.
А становясь зрителем на выступлениях Dakh Daughters, вы каждый раз чувствуете полное удовлетворение, восторг?
Троицкий: Я никогда не оказываюсь зрителем, потому что я нахожусь в этом процессе формирования визуального образа и все время пребываю в зоне анализа. Свет, видео, звук… Это живой процесс, и его нужно постоянно лепить, лелеять и пестовать.
На что в первую очередь делает упор группа Dakh Daughters в своих выступлениях? Это прежде всего музыкальная составляющая, шоу с элементами театра и цирка или все вместе, безудержное веселье?
Троицкий: Веселье-то веселье, но не просто дуракаваляние. Это умно. Иногда очень смешно, иногда очень трагично. Это серьезный разговор, но тут же девчонки могут показаться смешными, беззащитными или, напротив, очень сильными. Можно сказать, что это образ идеальной украинской женщины.
Группу Dakh Daughters в том числе называют как «фрик-кабаре». Как вы лично относитесь к слову «фрик»? Многие ведь — по незнанию или личным предубеждениям — до сих пор считают его обидным.
Троицкий: Ну да, просто люди не понимают, что такое фрик. Это немножко странный человек, ведь есть люди, которые не боятся быть странными. Все великие клоуны, все великие актеры — они, в общем-то, фрики. «Фрик-кабаре» — это мы придумали сами, потому никакой обиды ни на кого нет. Есть игра со смыслами.
То есть в итоге фрик — это звучит гордо?
Троицкий: Кто-то может и обидеться. Многие псевдовеликие актеры боятся показаться смешными, и в этом они смешны. Девчонки, к счастью, не боятся показаться смешными, поэтому они в этом великие.
Придумываете ли вы все сами, или девушки тоже принимают активное участие в создании номеров?
Троицкий: Вот мы прямо сейчас все вместе этим и занимаемся. Вы как раз звоните на репитицию Dakh Daughters. Создаем новые композиции впрок, накапливаем материал, который будем представлять осенью.
А увидят ли зрители в Таллинне что-то новенькое?
Троицкий: Так для вас в Таллинне все новенькое (смеется). Все будет свежо и волшебно. У нас не было ни одного выступления, после которого публика осталась бы разочарованной. К счастью, их уже было больше сотни, поэтому могу сказать, что радость, которую мы дарим, является системной.
На всех выступлениях, записи которых мне приходилось видеть, лица участников группы покрыты белым гримом? Это какая-то сноска на античный театр? Какая задача у этого приема?
Троицкий: Придумали такой стиль, и все… Во-первых, это красиво. С одной стороны, создает эффект отстраненности, с другой — это отсылка к началу XX века. То есть дело не в античном театре — это кабаретная, клоунская история.
Понятно, что название Dakh Daughter, берет свое начало от вашего театра «ДАХ». Чем он занимается, и как вообще расшифровывается это слово — «дах»?
Троицкий: По-украински это значит «крыша». Театр занимается театральной жизнью… Играются спектакли, театру уже 21 год. Это серьезный театр: и классические постановки, и современная драматургия. Он очень разнообразен в своем репертуаре, он много гастролирует. Только что были в Париже и Будапеште, в планах — Вена, Варшава, Берлин.
Группа Dakh Daughters выступала на Майдане во время известных событий и старается, насколько я понимаю, принимать посильное участие в национально-духовном подъеме в Украине. Что вами при этом движет?
Троицкий: Это правильный патриотизм, в хорошем понимании. Если у тебя есть силы и возможности помочь своей стране, надо это делать. Чтобы гордиться своей страной, чтобы твои дети тоже могли ей гордиться. Надеяться, что кто-то за нас что-то сделает — это безумие. Это такое совковое сознание, что кто-то что-то должен. Никто ничего не должен, и пока мы сами не построим, то ничего не будет. Поэтому мы и строим. Это для нас не просто важно — это наша жизнь.
Группа Dakh Daughters впервые наведается в Эстонию, с вами, как вы уже говорили, знакомы ведущие европейские критики. Чувствуете ли вы международное признание коллектива, и каковы ваши планы на ближайшее будущее?
Троицкий: Только в этом году у нас больше 50 концертов — Франция, Германия, Польша, Словакия, Италия, Алжир, Литва… Боюсь уже сбиться. В следующем году делаем большой проект во Франции, с января по апрель. Летом будем выступать в Авиньоне. Поступает много предложений. Думаю, это будет большая история, приедут американские промоутеры.
Во время всех этих многочисленных гастролей вы прежде всего думаете о том, что представляете непосредственно свой коллектив, или в то же время являетесь лицом всей Украины?
Троицкий: Естественно, мы — часть Украины. Будет нескромно, но скажу, что не самая плохая ее часть. Мы делаем то, чем можно гордиться. Без всяких дураков. Это не просто самомнение, эту оценку нам ставит зритель, и она подтверждается повышенным интересом к нашей группе.