Хаапасалу, в самом названии которого, кажется, есть что-то неспешное, расслабленное – город курортный, отпускной. Прибегая к сравнению из арсенала педагогики – однозначно каникулярный.
Здесь если и учиться – то только искусству наслаждения жизнью: плескаться на отмелях заливов, строго по санаторному расписанию принимать грязевые ванны, неспешно фланировать по набережным.
Блуждая в лабиринте хаапсалуских улочек – гнутых, нерегулярных, явно унаследованных от Средневековья, хотя и застроенных куда как более молодыми зданиями, рано или поздно столкнешься с чем-то необычным.
Среди -деревянных одноэтажных жилиц подчеркнуто провинциального вида вырастает вдруг каменный дворец высотой в три этажа на высоком цоколе, увенчанный высокой черепичной крышей с увенчанной полусферой башенкой.
Если бы не она – а долгие года элемент этот был утраченным – относительно происхождения и предназначения представительной постройки можно было теряться в догадках. Резиденция властей? Роскошный особняк? Фешенебельный отель?
Под жестяным колпаком – телескоп. В надстройке над крышей – астрономическая обсерватория. Не столь, разумеется, академическая, научная, сколько учебная, школьная – принадлежащая, как и все здание, комплексу Ляэнемааской объединенной гимназии.
* * *
Педагогическая история Хаапсалу куда как почтеннее его курортной биографии: первые грязелечебницы возникли тут в первой трети XIX столетия, школа при кафедральном соборе – в 1334 году.
Известно, что на заключительном этапе работы – а просуществовала она до церковной реформации – ее руководителем был некий «Йохан Пульк из ненемцев»: возможно, первый в истории педагог-эстонец.
От той, древнейшей хаапсалуской школы, сохранились лишь строчки в архивных документах. От ее наследницы – основанной в 1554-м городской лютеранской школы – название улицы Кооли, сохранившееся и по сей день.
Учебных заведений на «самой школьной» улице современного Хаапсалу давным-давно нет: их комплекс начал формироваться в начале позапрошлого века на противоположном конце исторического центра городской застройки – на улице Калда.
Сюда, в выстроенный еще во времена «матушки-Екатерины» добротный каменный дом гильдейского старейшины Иоганна Густава Принца, въехали осенью 1805 года ученики и учителя только что учрежденного в городе Гапсальского уездного училища.
А дальше – дальше события начали развиваться и в других городах Эстляндской и Лифляндской губерний: в 1880-ые годы язык преподавания был изменен с немецкого на русский, в школу стали поступать дети вчерашних крестьян, старое здание стало тесным.
Сложно сказать, почему рачительные отцы города решили не перестроить существующие помещения, а дополнить бывшее жилище ольдермана Принца новым учебным корпусом – двухэтажным, возведенным со стороны прежнего фруктового сада.
Уже под именем Гапсальской городской школы, учебное заведение отпраздновало в пристройке новоселье в 1888 году. Здесь же, тридцать лет спустя, оно было реорганизовано в Хаапсалускую смешенную гимназию.
Реорганизацией дело не ограничилось: уже в начале следующего десятилетие на повестке дня встал вопрос о строительстве новых учебных помещений. И вновь пошли по испытанному пути – расширения путем пристройки.
Впрочем, назвать «пристройкой» корпус, выходящий главным – уместнее, пожалуй, сказать даже парадным – фасадом на улицу Видеманни возведенный к 1927 году новый корпус язык даже как-то не очень поворачивается.
Творение архитектора Артура Перна – одного из первых дипломированных архитекторов-эстонцев – выглядело не просто школой. В застройке тогдашнего Хаапсалу он смотрелось подлинным дворцом знаний.
Здесь, возможно, было бы самое место поставить финальную точку – если бы не события конца ХХ столетия, когда полностью амортизированный комплекс школьных зданий было решено реновировать.
И не только реновировать – но и пристроить новый спортзал, решенный в формах современной архитектуры. Реализованный 2001 году, он выглядит ультрамодным и в наши дни.
* * *
Приспособленная для учебных нужд жилая постройка – казенный училищный дом – элегантное и величественное здание гимназии – спортивный комплекс из стекла, бетона, дерева.
Восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый век – и самое начало третьего тысчялетия. Четыре этапа развития архитектуры школьной архитектуры Эстонии – и десятки поколений школьников.
Они нераздельно слиты воедино на окраине исторического центра Хаапсалу – города, на первый взгляд, казалось бы, вовсе не претендующего на роль «педагогической колыбели» и центра школярской премудрости.
Собственно, он и не претендует. Претензии не имеют в данном случае особенного смысла – в каждом уголке Эстонии можно, вне сомнения, отыскать школу, чем-либо примечательную для истории образования и педагогики.
Как верстовые столбы они расставлены на этом историческом пути – не всегда простом, порой – полном изгибов и ухабов, случается – нуждающемся в основательном ремонте. Но неизменно стремящемуся к идеалам подлинного просвещения.
Текст и фото: Йозеф Кац
Материал подготовлен в рамках летнего Медийного марафона «Гражданские журналисты — для СМИ».