Увы, в рамках изобразительного искусства скульптура в наше время лишена такого внимания зрителей и исследователей, какое есть у живописи, фотографии, кино. Этому способствует множество причин чаще прикладного характера. Например, чтобы хранить или экспонировать картины, нужны площади, а для скульптуры нужна кубатура пространства, при этом транспортировка более трудоемкая и энергозатратная.
Кроме того, мы живем в таком регионе, где ход истории кардинально разворачивался не один раз. Монументальная скульптура, имевшая ценность для одной эпохи, становилась неприемлемой для представителей эпохи последующей. Памятники устанавливались и низвергались вместе с очередным политическим строем, а наряду с этим формировалось и отношение к скульптуре в целом.
Однако время от времени для публики открываются выставки, на которых становится понятным, что на языке пластики можно поведать множество интересных историй. Некоторое время назад мы могли убедиться в этом на выставке деревянной скульптуры Кристиана Аккермана в Музее Нигулисте, и теперь на выставке коллекции европейской и русской скульптуры из фондов Художественного музея Эстонии, которая продлится до 8 мая 2022 года в Кадриоргском художественном музее.
По словам одного из кураторов выставки «Увертюра к скульптуре» Ану Алликвеэ: «Выставка представляет произведения в контексте периода их создания, что позволяет оценить мастерство исполнения каждой работы и понять ее значение в разрезе конкретной эпохи.»
На выставке «Увертюра к скульптуре» представлены копии знаменитых античных скульптур и произведения известных мастеров XIX века, украшавшие мызы и богатые дома Эстонии.
Начавшаяся в Эстонии 1919 году земельная реформа, повлекшая за собой национализацию дворянских мыз, привела к тому, что многие произведения искусства, находившиеся в частных коллекциях дворянства были вывезены за границу. Многое утеряно безвозвратно. Но кое-что, оставшись и уцелев на этой земле было передано Художественному музею Эстонии. Так, например, в фондах музея оказалась мраморная скульптура Аполлона Бельведерского с мызы Раади и чудом сохранившийся в поместье Фалль в Кейла-Йоа бюст княгини Зинаиды Волконской знаменитого итальянского мастера Пьетро Тенерани, переданный в дар государству семейством Волконских перед эмиграцией в Европу в 1940 году.
В то время между первой и второй мировыми войнами, когда произведения искусства, принадлежавшие прибалтийским немцами вывозились из Эстонии, со стороны России ввозились ценные произведения западноевропейских и русских мастеров, приобретенных за бесценок у большевистской России. Эти произведения составляют значительную часть экспозиции выставки.
В годы советской власти коллекция музея пополнялась за счет поступлений из Государственного музейного фонда и покупок у частных лиц. Этот период оставил в фонде скульптуры в стиле соцрелизма, среди которых есть узнаваемые портреты героев войны и труда, писателей и политических деятелей. Разглядывая эти скульптуры, приходит осознание, как быстро и незаметно летит и меняется время. Привычное и естественное для представителей одного поколения вдруг становится далеким и непонятным представителям поколений последующих. Такие понятия, как «герой труда», «Ленин на броневике», «Молодая гвардия» приходится объяснять, рассказывая про жизнь до 1991 года, пытаясь сформулировать ответы на вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» у скульптуры Н.Г. Чернышевского, погруженного в раздумья.
Помимо трехмерных работ, на экспозиции представлены избранные гравюры, рисунки и исторические фотографии скульптур, сделанных в разное время студентами различных художественных заведений. Среди них есть студенческие работы Вольдемара Пятса, Салли фон Кюгельген и Эдуарда Вийральта. Интересно отметить для себя, что большие мастера на этапе ученичества не всегда справлялись с упражнениями «на отлично».
Выставка для нашего региона получилась в некоторой степени уникальной. Во-первых, потому, что многие из экспонатов вышли на свет из хранилища музея впервые, а во-вторых, она деликатно вводит зрителя в мир скульптуры. Скульптура — объект трёхмерный, и в силу этого несколько сложнее для восприятия, чем объект плоскостной. Не каждый сходу может воспринимать трёхмерный объект во всей его полноте, и именно поэтому посетители выставок, галерей и музеев проходят от картины к картине, не задерживая своего внимания на скульптуре, относясь к ней как к фону или декорации для заполнения пространства между картинами.
Выставка «Увертюра к скульптуре», будучи именно скульптурным проектом, помогает зрителю перестроить свое восприятие и включиться в диалог о времени, истории, культуре и мифологии разных эпох на языке пластики. Достичь этого во многом помогает организация выставочного пространства, что само по себе в случае со скульптурой является непростым делом. Скульптура ревнива к пространству вокруг себя, требует особенного точно выверенного освещения, и тщательно продуманного соседства. Мари Курисмаа — оформитель выставки — рассказывает, что пришлось изрядно потрудиться в поисках места для каждого экспоната. Равно как и потрудиться пришлось рабочим, перемещая скульптуры из помещения хранилища на верхние этажи Кадриоргского дворца, пол которого был готов выдержать вес далеко не всех скульптур.
До 8 мая 2022 у нас есть редкая возможность посетить выставку «Увертюра к скульптуре».
В одном из залов расположена временная мастерская, где по средам реставраторы проводят консервацию произведений на виду у посетителей.
До конца выставки в музее проходят образовательные программы, рассчитанные как на воспитанников детских садов, так и для учащихся общеобразовательной школы всех ступеней.
Кураторы: Мария Вяйнсар, Ану Алликвеэ
Оформление выставки: Мари Курисмаа
Графический дизайн: Кюлли Каатс
Координаторы: Александра Мурре, Ренита Раудсепп
Автор текста и фотограий: Ирина Данилова, материал подготовлен в рамках программы «Медийный марафон» #mediamarathon2022