4 мая в кинотеатрах начнется показ документального фильма «Корни», созданного в результате совместной работы шести эстонских женщин-режиссеров. «Корни» — это шесть глубоко личных историй: первая любовь, потеря ребенка, старение, неверность, хрупкие отношения с близкими. Шесть разных взглядов на то, что осталось в нас и что останется после нас.
Режиссер Хейлика Пикков решила объединить истории жещин-документалистов разных поколений. Однако она столкнулась с неожиданным препятствием. Выяснилось, что 40–50-летних женщин-документалистов в Эстонии практически и нет. Очевидно, этот «провал» возник из-за того, что в 90-е годы в Эстонии из-за нехватки денег почти совсем не снималось фильмов. «На сегодняшний день возникла новая волна: есть целое множество похожих на меня женщин-документалистов в возрасте за 30 лет – классных, одаренных, выбирайте, кого угодно!», – говорит Хейлика.
Таким образом, из старшего поколения в число создателей «Корней» входит только 61-летняя Керсти Уйбо, а затем идут намного более молодые Алёна Суржикова, Анна Хинтс, Мооника Сийметс и сама Хейлика Пикков. Самым молодым автором стала 29-летняя Нора Сярак.
Изменения в жизни принесли с собой новые истории
Для участия в конкурсе ЭР100 режиссеры должны были обрисовать свое первоначальное представление, о чем они будут снимать фильм. «Но жизнь меняется так быстро – и это также отражено в фильмах,» — говорит Хейлика. Жизнь и работа Алёны Суржиковой перевернулись вверх дном после трагического события, когда он потеряла своего новорожденного ребенка. А Нора Сярак нашла любовь всей жизни за границей, отправилась в путешествие по дальним странам и вообще уехала из Эстонии, так что ее история – об отъезде и ностальгии.
«Большинство режиссеров фильма «Корни» уже снимали великолепные документальные фильмы, но документалисты редко снимают фильма о себе. Сила фильма «Корни» в том и заключается, что это личные истории, которые в длинном формате было бы трудно рассказать», – считает Хейлика.
Исходным стимулом для ее собственного фильма – «Моя плоть и кровь» – было то, что до недавнего времени ее четыре прародителя были живы и здоровы. Когда дедушки и бабушки начали с довольно небольшими интервалами покидать этот мир, Хейлика стала стараться проводить больше времени со своей бабушкой Хильдой. Из-за почечной недостаточности пожилая женщина три раза в неделю ходит на диализ, с помощью которого из ее кровообращения удаляются токсичные шлаки и лишняя жидкость. Эта рутинная процедура занимает несколько часов, во время которой Хейлика записала много часов интервью для будущего фильма.
История Хейлики: «плоть и кровь»
Детство бабушки Хейлики – Хильды – прошло на хуторе Оя в Пярнумаа. Отец бабушки, собственник двух больших хуторов, входил в состав Союза обороны (Кайтселийта). В 1944 году он повесился в лесу недалеко от дома, поскольку было совершенно ясно, что произойдет во время советской оккупации с богатыми хуторянами. Тогда Хильде было 5 лет. Она видела, как повесившегося отца принесли из леса, положили на холод в амбар. Мать Хильды вскоре снова вышла замуж за убежденного коммуниста, благодаря чему ее не сослали. Хильда с отчимом не ладила и жила большую часть времени у своей тети в Пярну.
В ранней юности Хильде поставили диагноз «туберкулез», и врачи ей прямо сказали, что девушка довольно скоро умрет, детей у нее уж точно не будет. В таком безнадежном состоянии Хильда встретила мужчину, прошедшего войну, который был старше ее на десяток лет. Девушка решила, что добродушный мужчина будет разумным выбором.
Свадьбу справили на том же хуторе Оя, где прошло детство Хильды. Спустя 50 лет, на золотой свадьбе бабушки и дедушки, один родственник принес непроявленную фотопленку. На ней были уникальные кадры давнишней свадьбы, которые отличались от свадебных фотографий, хранившихся в альбомах. Родственник, который в то время был юным мальчиком, запечатлел захватывающие моменты, как сельские жители поют в кузове грузовика, как за кустами подружки невесты опрокидывают рюмки с водкой… Несмотря на то, что брак у бабушки и дедушки был сложным и полным жестких решений, им все-таки удалось остаться вместе. Хейлика считает, что дедушка, который на войне повидал намного худшее, решил, что дома он воевать не будет.
«В настоящее время это скорее исключение, когда люди живут вместе так долго. Необходимо уметь прощать, и если иногда кажется, что уже больше невозможно идти вперед вместе, то в действительности вполне возможно. Спустя 50 лет, снова стоя перед алтарем, вы поймете, что всё это того стоило. Сегодня, к сожалению, если у нашего поколения отношения не ладятся, то люди довольно легко расстаются. Наше поколение слишком быстро расстается как с вещами, так и с людьми», – утверждает Хейлика.